У него есть харизма — так сейчас принято характеризовать любую мало-мальски заметную личность или знаменитость, безотносительно к тому – действительно ли харизматичен его обладатель. Причем те, кто произносит это словосочетание с внушительным и многозначительным видом, не столько взаправду оценивают человека, сколь тщеславно стараются показать свое умение безошибочно распознавать незаурядных людей.

Где бы и что бы мы не говорили – мы всегда говорим о себе – позволю себе слегка переиначить знаменитую мАксиму французского мыслителя 18 века, блистательного Франсуа де ЛарошФуко.

В этой статье мы попробуем немного разобраться в происхождении термина харизма и его современной интерпретации.

Что сделать, чтобы стать харизматичным человеком?

Чтобы стать харизматичным человеком, ничего особо делать не надо, достаточно просто родиться, признать себя таким, какой Вы есть и развиваться! Нет неинтересных людей, нет людей без таланта и харизмы!

Но для того, чтобы кроме родителей, так начал считать и более широкий круг людей, просто родиться бесконечно мало! Харизматичность, как и все в этом мире, требует фундамента, а таким могут стать только знания. Это включает в себя и беспрерывную учебу, которая не заканчивается с получением дипломов и сертификатов, и работу, прежде всего над самим собой, неважно в профессии или в области познания самого себя, второе даже важнее. Учиться всегда, всему и везде, неважно – что ты делаешь в данный момент и где ты находишься, главное, чтобы эти знания, каждое из них, шло на пользу именно тебе и твоему восприятию мира.

Учишь язык – повторяй про себя или вслух фразы на этом языке, даже если слышишь их в кино или там в новостном выпуске. Понравился образ в глянцевом журнале, постарайся хотя бы мысленно и обязательно критически применить его к своей фигуре. Я уж не говорю о том, что плоский живот и физическая подтянутость являются общими и для мужчины, и для женщины. Почаще смотрите на себя в зеркало – там много чего отражается.

И стоит запомнить как аксиому еще и то, что харизматичный человек – не обязательно богатый человек. Идеального самого себя в интернет-магазине с доставкой не купишь.

Перефразируя французского писателя Пьера Даниноса можно сказать:

После того как харизматичный человек появился на свет, ему остается только одно: дождаться, пока у всего света появится интерес к нему. А стоит ли ждать? Жизнь одна и уникальна, каждое мгновение её никогда не повторится. Значит нужно создавать вокруг себя условия, при которых твоя харизматичность будет замечена, а это значит общаться как можно в более широком кругу людей. Быть дружелюбным и доброжелательным со всеми, с кем ты встречаешься. Почаще улыбаться людям – улыбка это ключ к любому сердцу. И конечно, общаясь, испытывать искренний интерес к собеседнику, ничто не чувствуют так люди, как искренность в отношении себя любимого.

И наконец… как-то, в известный мотобар зашли 2 женщины – одна средних лет, а другой на вид было ну далеко за 70, тем не менее удивительной, физически ощутимой, настоящей харизме этой старушки можно было только позавидовать. Выяснилось, что эти 2 женщины – мать и дочь, а путешествуют они на своих тяжелых дорожных мотоциклах из Лондона в Улан-Батор. И когда автор, просто пораженный самим фактом существования престарелой мото-леди, довольно неделикатно спросил у нее, а не боится ли она дороги, ведь все-таки возраст, да и пол довольно неподходящий для такого путешествия, Мисс Марпл в кожаной куртке ответила просто – Ну и что, если я и умру в дороге, то умру счастливой.

История Харизмы

Слово харизма вошло в употребление нарождающейся науки — социологии на рубеже 19 и 20-го веков благодаря прусскому теологу Эрнсту Трёльчу, который этот термин стал активно эксплуатировать, говоря о взаимоотношениях между субъектами социума. Однако, генезис слова харизма и взгляды на него уходят в седую историю.

Древние греки, а до них возможно и египтяне, и даже шумеры, характеризовали человека необычайного, мгновенно бросающегося в глаза, притягательного во всех отношениях, как отмеченного печатью богов. То есть заслуги личной в харизматичности, древние простодушно не признавали. Человек мог еще ничего даже не сделать – ни убить кого-то, ни принести пищу, ни совершить чудо, ни поразить женское воображение, стоило ему только появиться, как эта самая его харизма сразу и всеми вокруг ощущалась на уровне едва ли не запаха, некоей очень сильной ауры.

Потому-то древние, нисколько не сомневаясь, воздавали должное богам, или богиням – конкретно у эллинов – харитам. Они таким человеком восхищались, восхваляли в его лице промысел божественных сил, старались быть с ним рядом, шли в походы под его предводительством, проклинали его, старались зачать от него детей, а в особых случаях восхищенного экстаза, попросту его съедали… Пищевые стороны древних ритуалов поклонения богам вообще играли главенствующую роль в формировании идеологии древнего человека.

В этом отношении, пришедшие на смену былому кулинарному язычеству, христианство и другие мировые религии, точки зрения на харизматичность отдельных представителей человеческого рода особо не изменили, более того, тезис о божественном промысле даже усилили, объясняя незаурядность либо печатью Духа святого, либо одержимостью дьявола. Одно заметно, мировые религии старались харизматичности в первом случае не поощрять и не восхвалять уж точно, пока носителя после его смерти нельзя было назвать святым, а в случае втором – обладателя дьявольской харизмы попросту сжигать или, во всяком случае, стараться так, чтоб и следов от него не осталось.

Эпоха Возрождения, а вслед за ней и Просвещенный 18-й век старались изменить этот тогдашний тренд, если не во всех слоях общества, то хотя бы в среде монархов и обслуживающего их культурного персонала. Однако судьбы Джордано Бруно, Галилео Галилея и Христофора Колумба наглядно говорят о том, что эти попытки не всегда были успешны. Так продолжалось до Великой Французской Революции, которая вместе с дворянскими головами отправила в кровавую корзину истории и множество прежних трендов.

Наступил пышущий паром и лязгающий металлом век 19: самодовольный, смело глядящий в задымлённое и уставленное фабричными трубами будущее. В 19 веке человечество было твердо убеждено, что, если уж общество сокрушило промысел божий в своей повседневной жизни в результате буржуазных преобразований, значит теперь все возможно. Кстати, отсюда и возникла масса общественных теорий, некоторые из которых, к сожалению, уже в следующем столетии воплотились на практике.

Тогда, с убийством бога в душе человечества, вовсю разыгралось вечно неудовлетворенное воображение маркиза де Сада, болезненно самолюбивый и постоянно больной Ницше разработал теорию сверхчеловека, любуясь на свое собственное невысокое отражение в зеркале, именно тогда никогда и нигде не работавший, беззастенчивый приживал Маркс создал теорию, основательно сократившую человеческую популяцию на планете в веке 20-ом. Однако, мы вынуждены признать, что харизматичность человека не всегда определяет его нахождение на стороне Добра.

Изменение взглядов на харизму

На волне самоупоения успехами и надеждами промышленного 19 века, в молодой тогда науке социологии возникла мысль о том, что харизматичным человеком можно стать, достаточно приложить к этому немного или много, смотря как и кому, усилий умственных и социальных.

Именно отсюда тянется странная и очень модная нынче мысль о том, что харизматичный человек – это человек обязательно умный, талантливый, успешный, богатый и сексуальный. Следуя этой логике  – бедный и некрасивый, неумытый житель сельской глубинки, живущий нехитрым трудом фермера-тракториста, никакой харизмой обладать не может априори.

Слюнявая жеманность такого утверждения очевидна. Такая логика присуща самовлюбленным хлыщам из золотой молодежи, альфонсам и экзальтированным провинциальным дамочкам из инстаграм.

Харизматичность и современность

Сейчас наступило время Всех! А эти самые Все теперь легко помещаются не на местности, а в сети. Но парадокс — нас стало так много, что мы стали незаметными. С развитием телефонов, теперь каждый имеет недорогую и доступную возможность объявить о своем существовании всему миру

И тут выясняется, что миру слишком уж сложно заметить каждого в этой гомонящей толпе. А ведь согласитесь — каждому человеку хочется, чтобы трепетный факт его существования здесь и сейчас был заметен не только родителям и паре десятков друзей с прохожими. Заметность и сопутствующий, как многие уверены, этой заметности материальный успех – вот, по существу, самый заметный тренд нынешнего времени! И конечно же в такой обстановке. Харизма, как совокупность качеств, резко выделяющих человека на фоне безликой толпы, не может не стать одним из главных условий восприятия людьми друг друга! К тому же факт, что в век интернета количество индивидуальностей увеличивается в арифметической прогрессии, современные маркетологи успели заметить.

И тезис о том, что харизматичным человеком можно стать, постепенно сменяется тезисом о том, что харизматичным человека можно сделать! Эта мысль весьма с успехом начала применяться и воплощаться в жизнь в индустрии развлечений, в создании звезд в музыке и кино, и вообще во всех областях современной массовой субкультуры.

А поскольку эта самая легкодоступная, а потому так и называемая массовая субкультура, в силу своей напористости, приходит на смену прежней утонченной культуре, все ею переваренные прежние символы становятся единственно верными. На смену культуре как таковой приходит ее суррогат, можно сказать, индустрия культуры, и она, эта индустрия культуры, довольно дешево, а зачастую и с пренебрежением, относится ко многим вещам, в свое время вызывавшим благоговейное к себе отношение.

Рефлексирующие интеллигенты, которых девушки обычно не любят, жалуются сейчас на поверхностность, ходульность и даже примитивность нынешних образов и образцов, но, по сути, жалуются они только потому, что сами не в этом мейнстриме, не востребованы и никому со своей рефлексией неинтересны.

Чтобы мы ни говорили, современная индустрия культуры задает ориентиры во всем и совсем не заморачивается чересчур уж сложным объяснением причин. Проще надо быть и люди к тебе потянутся… остается добавить – и тогда они начнут покупать! Дело в том, что современная и всеми ругаемая индустрия культуры заметила главное – харизматичность, удивительная и уникальная индивидуальность присуща каждому человеку, надо лишь дать возможность ей, харизме, раскрыться!

Древние ошибались, приписывая харизматичность печати богов. Харизматичность в знаменитости, как и саму эту знаменитость, в век информации возможно создать и без богов, в которых верили предки, достаточно оседлать информационный поток. Создать харизматичного человека и потом успешно его продавать – вот девиз нынешней индустрии культуры. Это не хорошо и не плохо – просто business as usual.

Быть Харизматичным человеком на самом деле просто – надо просто быть Счастливым!

Комментарии

0 комментариев

Добавить комментарий

Читайте также: