Умение определять время — важный фактор для каждого, в том числе для детей. Такому умению нужно начинать обучать кроху еще в раннем детстве, с понятий – что такое времена года, месяцы, дни недели. То, что считаются основами и различиями в признаках времени.

Начинаем с доступного

Маленький человек ощущает движение времени, но еще не может осознать, в каких понятиях и какими признаками это выражается. Чтобы помочь ему разобраться, родители могут начинать знакомить его с самых видимых понятий.

К таким явным понятиям, факторам относятся периоды времени — то, что было, есть и будет. Выражаясь проще — прошлое время, настоящее, будущее.

Познакомить маленького человека с этими тремя понятиями можно просто, делая акцент на действиях:

  • Будет — скоро мы пойдем гулять
  • В настоящий момент — мы едим кашу
  • Было — мы вчера попали под дождь

Обстоятельно разъясните, в чем разница между этими тремя измерениями. Воспользуйтесь для этого простыми, понятными ребенку словами и примерами.

Когда стоит начать знакомить с понятием времени?

Когда малыш научился говорить, стоит начинать подготовку для последующего приобщения к часам и определению времени по ним. Тщательно разобрав периоды времени, нужно уделить достаточно внимания изучению календаря, разнице между днем и ночью, зимой и летом.

Начальный план

Начиная активное учение, не сбивайтесь с поэтапности действий. Переходите от одного определения к другому —возьмите для начала азы, простые для понимания ребенка, с плавным смещением к сложным разборам с часами, минутами, секундами. Постройте себе несложный план, и работайте по нему:

  • Изучение времен года
  • Акцент на отрезках времени в сутках
  • Обучающая работа с часами

Сначала календарь

Начиная с 2,5 лет, можно уже объяснять ребенку, что такое календарь. Показывайте ему красочные изображения, соответствующие каждому времени года. Объясняйте, в чем различия — показывайте книжки с иллюстрациями, рассказывая, что на них нарисовано.

Поставьте мультфильм, в котором показаны все времена года, с ярко выраженными признаками для каждого. Обязательно обращайте внимание малыша на признаки во время прогулки — пусть он потрогает снег, траву, цветы с дерева, опавший лист.

Создайте у него ассоциативный ряд по каждому времени года:

  1. Зимой — снежно, холодно, щиплет нос от морозного воздуха, праздник Нового года, елка, снежная баба, теплая шапка и рукавицы.
  2. Весной — капель, тают снега, больше солнца, одежда не такая теплая, первые листочки на деревьях.
  3. Летом — жарко, купание в водоемах, панама на голову, летняя одежда, ягоды, фрукты с деревьев, зеленая трава, цветы на земле.
  4. Осень — Ветрено, дождливо, пасмурное небо, опадают листья, красная и желтая листва, резиновые сапоги, куртка.

Познакомив малыша я явными признаками, чаще спрашивайте его — а что у нас сейчас, лето или зима? Как только маленький человек хорошо стал разбираться в отличительных признаках, начинайте осваивать следующий пункт плана.

Обзаведитесь ярким, желательно с детской тематикой, календарем. Но обратите внимание, что не нужно выбирать такие виды календарей:

  • С подписями на иностранном языке
  • С отрывными страницами
  • С сокращенными названиями месяцев, недель, дней
  • С подвижным указателем

Разместите календарь на видном месте, на уровне глаз крохи. Ежедневно подходите вместе с ним, и показывайте, рассказывайте — какой сейчас день недели, месяц, год. Постарайтесь обратить внимание на все явные признаки отличий — создайте ассоциации, в дальнейшем это поможет малышу без труда пользоваться календарями, безошибочно знать точную дату.

Для видимого эффекта, вчерашний день вы можете, вдвоем с малышом, закрасить ярким цветом — станет понятно, что день ушел, он в прошлом.

Игровое изучение времен года

Создайте сами яркий игровой комплект для показательного изучения времен года:

  1. Найдите красочные изображения всех времен года, на каждое по одному.
  2. Приготовьте для каждого времени бумажный файл — наклейте изображения с одной стороны, а с другой надпишите, соответственно поре.
  3. Обзаведитесь красивыми цветными изображениями по месяцам — по одному на каждый. Их также нужно надписать, соответственно месяцу.

У вас получилась незамысловатая, но идеальная по своей простоте и понятности игрушка. Поиграйте с малышом в нее — поясните, что ему нужно класть в каждый файл те изображения, которые он считает подходящими тому, или иному времени года. Зимние изображения в файл с надписью «Зима», и так далее.

Не забудьте наградить своего карапуза не очень большим призом за каждый правильный ответ — стимулируйте стремление учиться и побеждать.

Учим определять времена суток

Дальнейшим этапом станет, изучение вашего ребенка времен суток — из чего состоит весь длинный день. На этом этапе, все очень просто — различия заметны детям, вы просто поможете их определить понятиями.

Задействуйте игровые формы — они доводят информацию быстро и весело:

  • Составьте коллекцию изображений, с разными предметами, характеризующими разное время в сутках — одеяло, игрушка, щетка для волос, щетка для чистки зубов, тарелка с едой. Поиграйте с малышом в игру — пусть скажет, в какой период дня он пользуется каждой из вещей. Все правильные ответы заслуживают одобрительных замечаний от вас. А несколько верных, достойны не очень большой награды. Поощряйте маленького человека мелкими радостями.
  • Постарайтесь, чтобы кроха сам описал фразами: чем он занимается по утрам с этими предметами, в остальное время суток. Помогайте ему наводящими вопросами — а когда ты встаешь из кровати? Когда мы возвращаемся с прогулки? Как называется время, когда мы обедаем? В какое время суток ты ложишься спать?

Подготовив таким образом кроху, вам будет проще в дальнейшем перейти к изучению часов. Начинать осваивать часы лучше в тот период жизни ребенка, когда он уже умеет считать до 100 — примерно к 6-7 годам. Обладая знанием о цифрах и сложении, ему будет проще понять суть определения часов и минут.

Как изучить часы?

Точно зная, что такое год, месяц, неделя, день и ночь, ребенок подготовлен к новым сведениям — понять, что такое часы, минуты, секунды. И этот этап начните с красочного большого игрового материала, играйте:

  • Обзаведитесь детскими игровыми часами, большого формата, со съемными стрелками, разных цветов.
  • Начните изучение со стрелок — объясните, какая стрелка за что отвечает, и как работает. Не читайте научную лекцию — слова должны быть просты и доступны пониманию малыша. Секундную на время лучше не задействовать — без понимания основных, она будет сбивать с толку.
  • Покажите, в какую сторону вертятся стрелки, поставьте акцент, что именно так верно происходит ход часов.
  • Подробно расскажите, покажите на игровых часах, что в сутках 24 часа, и часовой стрелке нужно сделать 2 раза полный круг, чтобы день полностью закончился.
  • Объясняйте, как узнать, какой час — минутная стрелка находится на цифре 12, а часовая на той, который час она указывает. Эта цифра и означает тот час.

Последующим шагом станет знакомство со стрелкой, отсчитывающей минуты.

Зная числа и счет, ребенок сможет понять, что 1 час равен 60 минутам, а 1 минута = 60 секундам.

Упражнения:

  1. Передвиньте стрелку, минутную, с цифры 1 на 2 — поясните, что этот промежуток между ними – 5 минут.
  2. Сдвигайте стрелку на следующую цифру —этот промежуток уже 10 минутный. Попросите кроху сосчитать: 5+5=10, или 5минут умножить на 2 деления — 10.

Как только у малыша появится понимание, смело начинайте практиковаться на игрушечных часах. Сдвигайте стрелки, и спрашивайте — который сейчас час? Если он затрудняется, поменяйтесь ролями — пусть он передвигает стрелки, а вы отвечаете. Так натренируется визуальная память малыша, лишний раз закрепится механизм действия.

Просите проговаривать вслух, как он высчитывает минуты, пусть складывает или умножает. Так вы сможете помочь ему со счетом, и освоить навык быстро высчитывать, знать время.

Рекомендация: Не забивайте маленькому человеку голову раньше времени терминами «без десяти», «полчаса», «с четвертью». Пусть научится четко, быстро узнавать часы и минуты, а все остальное после.

Занятия с игровыми “часами”

Проведите достаточно времени с малышом за игровыми занятиями — воспользуйтесь для этого игрушечным часовым набором:

  • Повесьте часы в его комнате, и занимайтесь — Выставляйте время на них и задавайте малышу вопрос — который час? Как только ответы станут уверенными, делайте перерыв.
  • Теперь усложните — назовите маленькому человеку точное время в часах и минутах, например 10:20, и предложите ему выставить верно стрелки.
  • Используйте 2 игровых набора — на обоих выставьте разное время. На первом 8:30, на другом — 21:00. Спросите — что ты делаешь в это время дня или вечера?

Играйте только до тех пор, пока ребенок проявляет интерес. Если интерес пропал, значит малыш устал, переключите его внимание на что-нибудь другое, сходите на прогулку с ним.

Детям интересно все, а «волшебные» часы, с «живыми» подвижными стрелками, привлекают их с раннего возраста. Используйте этот живой интерес — просто и доступно объясняйте, показывайте, рассказывайте. Привлекайте к обучению все имеющиеся наглядные материалы и фильмы, заинтересуйте кроху в изучении. Все обучающие процессы с детьми требуют терпения и времени. Но любой из них всегда заканчивается успехом.

Комментарии

0 комментариев

Добавить комментарий

Читайте также: